Главная
Регистрация
Вход
Пятница
18.01.2019
10:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Биробиджан

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [0]
Еврейская автономная область [2]

Поиск

Расписания
Поезда по ст. Биробиджан I

 Каталог статей 
Главная » Статьи » Еврейская автономная область

История общины
Появление ЕАО на Дальнем Востоке, тем более массовое переселение еврейского населения, изменило ситуацию в регионе, как в экономическом, так и геополитическом плане. Это не было созданием еврейской общины, как, например, на территории Сибири. Это было осознанное решение Советского правительства, целью которого было создание еврейской национально-территориальной административной единицы.

       "Биро-Биджанский проект" должен был отвечать нескольким требованиям: 1) наличие природно-исторических возможностей для освоения; 2) наличие условий для компактного проживания еврейского населения; 3) территория не должна быть оторвана от остального мира; 4) наличие гарантий мирного сосуществования с местным населением. 

       В начале октября 1927 года комиссия ОЗЕТа под руководством Б.Л. Брука провела обследование Бирско-Биджанского района Дальневосточного края и пришла к выводу о возможном заселении этого богатого природными ископаемыми края.

       28 марта 1928 года Советское правительство издало постановление о заселении Биро- Биджанского района Дальневосточного края евреями. Проблема решения "еврейского вопроса" в то время стояла остро, шли многочисленные дискуссии о размещении еврейского населения после отмены "черты оседлости" и превращении евреев из "деклассированного класса" в часть "трудового народа Страны Советов". 

       Говоря о фактическом строительстве Биро-Биджана как еврейской автономии необходимо определить исторические рамки. Многие исследователи определяют время работы над проектом с 1928 года по 1953, после – "движение по инерции" уже субъекта Российской Федерации с отдельными проявлениями "национальных особенностей". 

       В истории области можно выделить несколько этапов: 1928-1934 — от начала заселения до образования национальной автономии; 1934-1937 — активное развитие "еврейской пролетарской культуры"; 1938-1945 — свертывание национальных проектов в различных сферах, период политических репрессий; 1946-1953 — попытка возрождения неосуществленных планов и окончательный провал их осуществления. После этого развитие области идет в контексте развития российской истории, как любой край или область, где на первый план выступают вопросы "социалистического строительства", согласно планам правительства. Только в 90-е годы наблюдается подъем в развитии области.

       Уже в начале 30-х годов были подведены первые итоги реализации "Биро-Биджанского" проекта. Это было время массового заселения, организации колхозов, начала большого строительства. Приезжали евреи не только из Украины, Белоруссии, проводилась большая агитационная компания и среди еврейского населения Запада. На это время приходится и основной период деятельности американских благотворительных организаций, таких как "ИКОР", "Агро-Джойнт". 

       Основной поток переселения из-за границы происходил в 1931-1932 гг. Наибольший процент переселившихся в эти годы был из Литвы (467 чел.), Аргентины (156 чел.) и Америки (104 чел). В представительства ОЗЕТ в Биробиджане и других странах поступает большое количество писем с просьбой о содействии в переселении в Биробиджан. Также в Биробиджан прибывали из Германии, Франции, Румынии, Бельгии, Палестины, Польши, Латвии. Переселенцы были полны энтузиазма и желания участвовать в строительстве "социалистического Биробиджана". Наименьший процент прибывших был из таких стран, как Бразилия, Уругвай, Африка. 

       Всего в 1931-1932 гг. в Биробиджан приехало 1130 переселенцев из-за границы. Это составило 11% к общему количеству переселенцев, прибывших в Биро-Биджанский район из СССР. До августа 1931 г. в Биробиджан из-за границы приезжали только единичные переселенцы. Массовое переселение из-за границы началось в июле 1931 г. До конца 1931 г. прибыло около ста человек (включая детей) из Южной Америки (Аргентина, Бразилия, Уругвай), 350 человек из Литвы и небольшие группы из Польши и Румынии. Основная же масса переселенцев приехала в 1932 г.

       После первых пяти лет стало ясно, что проект в том виде, как он задумывался советским правительством, не будет осуществлен. Задачи строительства области менялись как со стороны советского правительства, так и со стороны еврейских организаций. Теперь основным направлением развития было не сельскохозяйственное, а индустриальное.

       Одновременно начинается "мифологизация" "Биро-биджанского проекта" в зарубежной и советской прессе. Журналисты создали некий идеалогизированный образ Биро-Биджана, сопровождающий его и до сих пор. О Биро-Биджане писали и как о еврейском государстве в диаспоре, противопоставляя его Палестине-Израилю, как о "двери эмиграции", открывавшей евреям путь в "страну больших возможностей" — Россию. Интересно, что в Биро-Биджан стали приезжать евреи из США в период Великой депрессии, спасаясь от безработицы и, ища лучшую долю.

       В результате Биро-Биджан стал не просто точкой на "еврейской карте", а неким символом, местом, где столкнулись различные точки зрения, идеологии, взгляды на развитие еврейского народа. Уже после первых пяти лет правительство и сами переселенцы убедились в обреченности проекта, были предприняты различные меры по его изменению. Однако образ Биро-Биджана как альтернативного "национального дома евреев" крепко закрепился в сознании всего мирового еврейства.

       Тем не менее, в первые годы строительства экономика, сельскохозяйственное и промышленное производство развивалось быстрыми темпами. Благодаря энтузиазму и работоспособности первых переселенцев на месте тайги выросли города, поселки, новые предприятия. За период с 1928 по 1937 год на месте небольшой железнодорожной станции Тихонькая был построен город Биробиджан, ставший административным, экономическим и культурным центром Еврейской автономной области. Руководителями автономной области были первый секретарь обкома ВКП(б) М.П. Хавкин и председатель облисполкома И. Либерберг, которые позже станут жертвами сталинских репрессий. 

С 1928 начинается и внедрение еврейской (идиш) культуры в культурное пространство области. В 1930 году начинает выходить газете "Биробиджанер Штерн" на идише, которая объединила вокруг себя еврейскую интеллигенцию. С 1936 года – литературно-публицистический альманах "Форпост". Именно в журналисткой среде появились биробиджанские еврейские писатели и поэты: Э. Казакевич, Б. Олевский, Б. Миллер, Л. Вассерман, Г. Рабиноков и другие. Кроме этого, культурно-общественное развитие области привлекало сюда многих известных еврейских деятелей культуры России. 

      В это же время появляются первые институты образования, еврейские курсы, техникум механизации, то есть формируется система еврейского образования. В 1937 году в области функционировали 12 еврейских школ. 

      Большую помощь в создании инфраструктуры автономии оказали и зарубежные еврейские организации, например, "Арго-Джойнт", "Икор". Несмотря на настороженное отношение к проекту, "Агро-Джойнт", во главе с директором Йосифом Розеном заключил соглашение с КОМЗЕТом на поставку техники в область, которая осуществлялась через порт                   г. Владивостока. Биро-Биджан должен был стать аграрным краем, поэтому все силы были брошены на осушение болот, корчевание земли, освоение новой техники и создание колхозов. 

       Государственный еврейский театр (ГОСЕТ) образован в мае 1934 года. Летом 1932 г. бригада студентов театрального училища приехала в Биробиджан с концертом. После гастролей студенты решили после окончания училища всем курсом приехать сюда в качестве театральной трупы. В мае 1934 г. коллектив театра – выпускники театрального училища при московском ГОСЕТЕ, приезжает в ЕАО. Над репертуаром работали С. Михоэлс, Ю. Лойтер, В. Зускин, М. Рубинштейн. Руководил театром вахтанговец Марк Рубинштейн. Первым спектаклем театра стала пьеса по роману Шолом-Алейхема "Тевье – молочник".

       С 1937 по 1939 гг. театром руководит заслуженный артист РСФСР М. Гольдблат. В эти годы театру было присвоено имя Л.М. Кагановича. В 30 – 40 гг. театр стал центром еврейской жизни автономии. 

       В связи с двойным контекстом понимания истории ЕАО, одним из интересных вопросов становится языковая политика, точнее развитие еврейского языка идиш. В первые годы строительство области развивалась сеть школ и техникумов, где обучение велось на языке идиш. Иврит, как язык религии, был запрещен. 

       Развитие языка идиш, как и любого другого языка, связано, прежде всего, с определением, установлением и признанием его статуса. Статус идиша в истории еврейского народа менялся несколько раз: от "жаргона" к языку национальному, а затем к языку государственного управления, языку официальной власти, как это было предпринято в Еврейской автономной области. Пожалуй, это была первая попытка в истории развития еврейских языков (языков диаспоры) придать языку официальный статус. В ЕАО была предпринята попытка изменения идеологического содержания путем изменения формы языка. "Советский" вариант идиша должен был выражать новое сознание, отказ от религиозных принципов еврейской жизни. К счастью, была изменена только внешняя форма (не было достаточно времени и ресурсов), но осталось национальное содержание. Парадокс заключается в том, что, несмотря на это, идиш, а вместе с ним и еврейский "местечковый" менталитет все-таки прижились на территории области. Основное противоречие заключалось в разговорной, "живой" природе языка и его письменной, "искусственной" формой фиксации, особенно в условиях придания народному национальному языку статуса государственного. 

       К концу 40х годов был сформирован образ Биробиджана как центра еврейской советской культуры. В 40х годах проживало в области 30 000 евреев, что составляло пятую часть всего населения. Первое коммунистическое руководство области состояло из евреев – переселенцев, большинство евреев было и в местном отделении коммунистической партии. Идиш наравне с русским был признан официальным языком. Все вывески на почте, государственных учреждениях, на въезде в Биробиджан были и сохранились до сих пор на идише.

       Период репрессий 1936 года по 1938 унес жизнь многих идеологов и энтузиастов строительства "национального дома" евреев. Первыми жертвами стали евреи-руководители области. С 1936 по 1938 годы в ЕАО были подвергнуты репрессиям более 7,5 тысячи человек. (Пока не проводилось исследований по вопросу, сколько из репрессированных было евреев). Большая часть из них – партийно-хозяйственный актив, интеллигенция, работники культуры и искусства, специалисты. Это подорвало развитие области на много лет. 

       Однако за короткий период вплоть до первой волны репрессий были созданы почти все необходимые институты, которые должны были стать основой организации всех аспектов еврейской жизни на государственном уровне. Опыт Биробиджана в решении "еврейского вопроса" привлекал властные структуры и в Москве. Это был единственный путь сохранения еврейской культуры на родном (идиш) языке в то время. "Биро-Биджанский проект" начал постепенно занимать и первую позицию в еврейской литературе, в еврейском театре, в общественной жизни. Он наполнил новым смыслом такие "интернациональные" понятия как "патриотизм", "родина", "национальная культура" и т.д. 

       Хотя Биро-Биджан пережил тяжелые человеческие потери, еврейская инфраструктура более или менее устояла, в отличие от параллельной структуры в европейской части страны. Проект продолжал развиваться, в сжатом виде, пытаясь адаптироваться к новой политической действительности. 

Однако война разрушила все планы. В те грозовые дни органы советской власти использовали Биро-Биджан как эффективное средство для сбора помощи и мобилизации общественных сил. Население области, как еврейское, так и нееврейское, в годы войны активно участвовало в сборе средств в фонд обороны, поставляло на фронт боеприпасы, мед. оборудование, военно-санитарное имущество. Например, колхоз "Валдгейм" перечислил деньги на строительство танков. Не вернулось с войны свыше 7000 жителей ЕАО, среди погибших около 900 евреев. 

       В первые послевоенные годы открылось "второе дыхание" у "Биро-Биджанского проекта", к тому же никакого внутреннего еврейского сопротивления и никакой конкуренции этому проекту на этот раз не было. Естественным образом, этот далекий край-убежище собрал измученных еврейских беженцев, которые и усилили еврейский фундамент проекта. На повестке дня стояло только лишь провозглашение еврейской республики, которая сильно вдохновила не только местных мечтателей, но и всю еврейскую общественность. С 1943 по 1949 гг. руководство областью возглавлял А. Н. Бахмутский, который использовал любую возможность для укрепления ее статуса и экономического положения. К сожалению, его постигла судьба первых руководителей. 

       С 1946 по 1948 гг. правительство СССР приняло несколько постановлений о переселении евреев в ЕАО. В эти годы приходили эшелоны с переселенцами из Винницы, Херсона, Днепропетровска, Николаева, Крыма. Однако наблюдался и процесс "обратничества" из-за тяжелых бытовых условий – отсутствие жилья, условий труда.

       Вторая послевоенная волна репрессий, которая началась в 1948 г. и вплоть до смерти Сталина ознаменовалась разгромом ЕАО как национального очага. Был уничтожен основной фонд книг на языке идиш, закрыт еврейский государственный театр, прекращено преподавание еврейского языка в школах. Новый курс советской национальной политики с ее ясной антисемитской направленностью в 1949-53 годах снова разрушил все планы и надежды. Проект был "законсервирован". Людей, пытавшихся сохранить еврейскую культуру, обвиняли в государственной измене и шпионаже в пользу иностранного государства. В результате этих репрессий ЕАО была лишена национальной элиты. Однако многие политики продолжали использовать имя Еврейской автономной области во внутренней и внешней политике. 

       Что касается самих биробиджанских евреев, то, несмотря ни на что, посаженные "идишисткие" зерна взошли и укоренились. Так, во времена "перестройки", которые разбудили многочисленные национальные движения в Советском Союзе, именно в Биробиджане попытались самостоятельно возродить "национальное" наследие - культуру на языке идиш, вспоминая почти забытый опыт еврейских местечек.

       Интересно заметить, что в ноябре 1946 года в Биробиджане была зарегистрирована община, "культ которой – иудеи". В 1947 году работала синагога. Из справки о религиозной ситуации в ЕАО (октябрь, 1950) следует, что постоянно посещает синагогу 57 человек – 39 мужчин и 18 женщин, а на праздники (Йом-Кипур, Суккот, Пасху) до 400 человек. Кроме этого в городе собирались группы верующих евреев где-либо на квартире для молитвы или религиозного обряда. В 1953 году здание синагоги было закрыто. Позже оно было сожжено. Понятно, что отношение власти к деятельности общины было резко негативным.

       Новый импульс развития область получила лишь в 60е – 70е годы. В 1967 г. начинает работать еврейский народный театр, ожила литературная деятельность. В 1978 г. организован камерный еврейский музыкальный театр под руководством заслуженного деятеля искусств России Ю. Шерлинга. В 1984 году власти города выделили помещение обычного жилого деревянного дома под синагогу, но приходили туда считанные прихожане.

       В 1991 году по решению Верховного Совета РСФСР о придании самостоятельности автономным областям ЕАО стала автономным субъектом федерации. Правительство ЕАО стало активно участвовать в развитии еврейской жизни и возрождении еврейского наследия. С его помощью проводятся фестивали еврейской культуры, праздник спорта "Шолом", многочисленные концерты с участием местных певческих и танцевальных коллективов, выставки художников на еврейские темы. Стало доброй традицией отмечать еврейские праздники. 

       В настоящее время большое внимание уделяется реализации национально-культурного, в том числе еврейского, компонента в образовательных, культурных, исследовательских программах государственных учреждений области. 
Категория: Еврейская автономная область | Добавил: Chingiz (18.07.2009)
Просмотров: 2659 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 23

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Афоризмы

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2019
    Сделать бесплатный сайт с uCoz